постановлением администрации
Смоленского района
от 31.10. 2008 г. № 1274
формирования системы оплаты труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений, реализующих программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, а также дополнительного образования.
1. Общие положения.
1.1.Настоящая методика определяет порядок формирования системы оплаты труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений, реализующих программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, а также дополнительного образования (далее – «образовательные учреждения») на территории муниципального образования Смоленский район.
1.2.Система оплаты труда работников образовательных учреждений устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами муниципальных образовательных учреждений Смоленского района, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Алтайского края, нормативными правовыми актами администрации Смоленского района.
2. Формирование фонда оплаты труда образовательного учреждения.
2.1. Формирование фонда оплаты труда образовательного учреждения осуществляется в пределах объема финансовых средств, предоставляемых учреждению на текущий финансовый год за счет субвенции из краевого бюджета в соответствии с количеством обучающихся, нормативами расходов по заработной плате на одного обучающегося, получающего образование по программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования, утвержденными законом Алтайского края о краевом бюджете, с применением районного коэффициента, коэффициентов удорожания образовательной услуги по видам классов и формам обучения, поправочных коэффициентов для данного образовательного учреждения, утвержденных нормативным правовым актом администрации Смоленского района.
2.2. При формировании фонда оплаты труда сельской малокомплектной школы учитываются дополнительные расходы на малокомплектность, рассчитанные в пределах субвенции из краевого бюджета по методике, утвержденной нормативными правовыми актами Администрации Алтайского края и администрации Смоленского района.
3. Формирование централизованного фонда стимулирования руководителей образовательных учреждений.
3.1. Комитет администрации Смоленского района по образованию и делам молодежи формирует централизованный фонд стимулирования руководителей образовательных учреждений. Размер централизуемой доли фонда оплаты труда - 1 % от фонда оплаты труда работников образовательных учреждений.
3.2. Распределение централизованного фонда стимулирования руководителей общеобразовательных учреждений осуществляется в соответствии с Положением о распределении централизованного фонда стимулирования руководителей муниципальных общеобразовательных учреждений Смоленского района, учитывающим показатели деятельности образовательных учреждений.
В состав экспертной комиссии по распределению централизованного фонда стимулирования руководителей образовательных учреждений Смоленского района включаются представители комитета администрации Смоленского района по образованию и делам молодежи, а также представитель районного комитета профсоюза работников образования. Экспертная комиссия создается и утверждается приказом комитета администрации Смоленского района по образованию и делам молодежи.
4. Распределение фонда оплаты труда образовательного учреждения.
4.1. При распределении фонда оплаты труда в образовательном учреждении отдельно выделяются части, направляемые:
на оплату труда работников, обеспечивающих реализацию федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
на оплату труда работников, реализующих программы дошкольного образования.
4.2. Фонд оплаты труда образовательного учреждения состоит из базовой и стимулирующей частей.
Объем стимулирующей части фонда оплаты труда устанавливается образовательным учреждением самостоятельно, но в размере не менее 10 процентов от общего фонда оплаты труда учреждения.
4.3. Базовая часть фонда оплаты труда обеспечивает гарантированную заработную плату административно-управленческого персонала (руководитель образовательного учреждения, руководитель структурного подразделения, заместители руководителя и др.), педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс (учителя, преподаватели), учебно-вспомогательного (воспитатели групп продленного дня, педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, старшие вожатые и др.) и младшего обслуживающего персонала (лаборанты, уборщики, дворники, водители и др.) образовательного учреждения.
4.4. Руководитель образовательного учреждения формирует и утверждает штатное расписание учреждения в пределах базовой части фонда оплаты труда. При этом доля фонда оплаты труда педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс, в базовой части фонда оплаты труда устанавливается образовательным учреждением самостоятельно, но не менее фактического размера указанной доли за предыдущий финансовой год.
Рекомендуемое оптимальное соотношение доли базовой части фонда оплаты труда, направляемой на формирование заработной платы педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс, и доли базовой части фонда оплаты труда, направляемой на формирование заработной платы иных работников учреждения, обеспечивающих реализацию федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, - 70 % к 30 %.
5. Структура базовой части фонда оплаты труда педагогического персонала, осуществляющего учебный процесс
5.1. Базовая часть фонда оплаты труда педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс, состоит из общей и специальной частей.
5.2. Общая часть фонда оплаты труда обеспечивает гарантированную оплату труда педагогического работника исходя из количества проведенных им учебных часов и численности обучающихся в классах (часы аудиторной занятости), а также часов неаудиторной занятости.
Общая часть фонда оплаты труда педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс, состоит из двух частей: фонда оплаты аудиторной занятости и фонда оплаты неаудиторной занятости.
5.2.1.Аудиторная занятость педагогических работников включает проведение уроков.
5.2.2.Неаудиторная занятость педагогических работников включает:
внеурочную работу с обучающимися (консультации и дополнительные занятия с обучающимися, руководство кружком по предмету, организация внеклассных мероприятий по плану образовательного учреждения, экскурсионная и иная внешкольная работа с обучающимися, подготовка учащихся к олимпиадам, конференциям, смотрам, осуществление функций классного руководителя);
работу по подготовке к обеспечению учебного процесса (подготовка к урокам и другим видам учебных занятий, проверка письменных работ, заведование учебным кабинетом, изготовление дидактического материала и инструктивно-методических пособий);
организационно-педагогическую деятельность (работа с родителями (законными представителями), дежурство, оформление личных дел учащихся, методическая работа);
иные виды работ, осуществляемые во внеурочное время в соответствии с должностными обязанностями.
Перечень видов неаудиторной занятости педагогических работников определяется образовательным учреждением самостоятельно.
Рекомендуемое соотношение фондов оплаты аудиторной и неаудиторной занятости составляет 85% и 15% соответственно. Данное соотношение и порядок распределения фонда оплаты неаудиторной занятости определяется образовательным учреждением самостоятельно, исходя из специфики его образовательной программы.
5.3. Специальная часть фонда оплаты труда педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс, включает в себя выплаты:
за наличие квалификационной категории;
за наличие почетного звания, отраслевых наград;
за наличие ученой степени по профилю образовательного учреждения или педагогической деятельности;
за особенность образовательных программ, в том числе сложность и приоритетность предмета, углубленное обучение;
за работу в сельской местности;
за работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
за работу в местностях с особыми климатическими условиями (районный коэффициент);
иные выплаты компенсационного характера, предусмотренные действующим законодательством;
персонифицированные доплаты, предусмотренные пунктом 10.4. настоящей методики.
Объем специальной части фонда оплаты труда определяется образовательным учреждением самостоятельно.
5.4. Общая и специальная части фонда оплаты труда педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс, распределяются исходя из стоимости бюджетной образовательной услуги на одного обучающегося с учетом повышающих коэффициентов.
Распределение общей и специальной частей фонда оплаты труда осуществляется руководителем общеобразовательного учреждения с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации учреждения.
6. Определение стоимости бюджетной образовательной услуги
в образовательном учреждении
6.1. Для определения величины гарантированной оплаты труда педагогического работника за аудиторную занятость вводится условная единица «стоимость 1 ученико-часа».
Стоимость 1 ученико-часа - стоимость бюджетной образовательной услуги, включающей 1 расчетный час учебной работы с 1 расчетным учеником в соответствии с учебным планом.
Стоимость 1 ученико-часа рассчитывается каждым образовательным учреждением самостоятельно в пределах объема части фонда оплаты труда, отведённой на оплату аудиторной занятости педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс.
6.2. Стоимость 1 ученико-часа (руб./ученико-час) рассчитывается по формуле:
ФОТаз х 34
Стп = --------------------------------------------------------------------------------,
(а1 х в1 + а2 х в2 + а3 х в3 + ... + а10 х в10 + а11 х в11) х 52
где:
Стп – стоимость 1 ученико-часа;
34 - количество недель в учебном году;
52 - количество недель в календарном году;
ФОТаз – часть фонда оплаты труда, отведённая на оплату часов аудиторной занятости педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс;
а1 - количество обучающихся в первых классах;
а2 - количество обучающихся во вторых классах;
а3 - количество обучающихся в третьих классах;
...
а11- количество обучающихся в одиннадцатых классах;
в1 - годовое количество часов по учебному плану в первом классе;
в2 - годовое количество часов по учебному плану во втором классе;
в3 - годовое количество часов по учебному плану в третьем классе;
...
в11 - годовое количество часов по учебному плану в одиннадцатом классе.
6.3. Поскольку в соответствии со статьей 4.1. закона Алтайского края от 03.12.2004 № 54-ЗС «Об образовании в Алтайском крае» норматив финансирования на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для малокомплектных школ определяется из расчета количества классов, для определения величины гарантированной оплаты труда педагогического работника за аудиторную занятость в сельских малокомплектных школах вместо условной единицы «стоимость 1 ученико-часа» вводится условная единица «стоимость 1 классо-часа».
Стоимость 1 классо-часа (руб./классо-час) рассчитывается по формуле:
ФОТаз х 34
Стк = --------------------------------------------------------------------------------,
(в1 + в2 + в3 + вк1 + вк2 +…+ в5 + в6 + вк (п)... + в11) х 52
где:
Стк – стоимость 1 классо-часа;
34 - количество недель в учебном году;
52 - количество недель в календарном году;
ФОТаз – часть фонда оплаты труда, отведённая на оплату часов аудиторной занятости педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс;
в1 - годовое количество часов по учебному плану в первом классе, преподаваемое без объединения учащихся в класс-комплект;
в2 - годовое количество часов по учебному плану во втором классе, преподаваемое без объединения учащихся в класс-комплект;
в3 - годовое количество часов по учебному плану в третьем классе, преподаваемое без объединения учащихся в класс-комплект;
вк1, вк2 - годовое количество часов по учебному плану в классах-комплектах при объединении учащихся в классы-комплекты для изучения отдельных предметов;
…
в5 - годовое количество часов по учебному плану в пятом классе, преподаваемое без вертикального объединения учащихся для изучения отдельных предметов;
в6 - годовое количество часов по учебному плану в шестом классе, преподаваемое без вертикального объединения учащихся для изучения отдельных предметов;
вк (п) - годовое количество часов по учебному плану при вертикальном объединении учащихся на второй ступени обучения для изучения отдельных предметов;
...
в11 - годовое количество часов по учебному плану в одиннадцатом классе.
При объединении учащихся в классы-комплекты на начальной ступени обучения рекомендуется использовать рекомендации управления Алтайского края по образованию и делам молодежи (письмо от 10.05.2007 № 2613).
6.4. «Стоимость 1 ученико-часа» и «стоимость 1 классо-часа» утверждается руководителем общеобразовательного учреждения самостоятельно.
6.5. Учебный план разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно. Максимальная учебная нагрузка обучающихся не может превышать нормы, установленные федеральным базисным учебным планом и Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
При этом должна быть обеспечена реализация федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
Годовое количество часов по учебному плану определяется с учетом увеличения часов при делении классов на группы для изучения отдельных предметов, предусмотренного Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196 (в редакции от 20.07.2007 № 459).
7. Расчет окладов педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс
7.1. Оклад педагогического работника, непосредственно осуществляющего учебный процесс, рассчитывается по формуле:
Оу = (Стп х У х Чаз х Г х А х Псз х К х (1 + å Кс) + Днз), где:
Оу - оклад педагогического работника, непосредственно осуществляющего учебный процесс;
Стп - стоимость 1 ученико-часа (руб./ученико-час);
У - количество обучающихся по предмету в каждом классе;
Чаз - количество часов по предмету по учебному плану в месяц в каждом классе;
Г – повышающий коэффициент при делении класса на группы для изучения отдельных предметов, предусмотренных Типовым положением об общеобразовательном учреждении;
А - повышающий коэффициент с учетом квалификационной категории педагога;
Псз – повышающий коэффициент с учетом ученой степени по профилю образовательного учреждения или педагогической деятельности, почетного звания или отраслевой награды;
К - повышающий коэффициент с учетом сложности и приоритетности предмета в зависимости от специфики образовательной программы данного учреждения;
Кс – коэффициенты специфики работы;
Днз – доплата за неаудиторную занятость.
Если педагог ведет несколько предметов в разных классах, то его оклад рассчитывается как сумма оплат труда по каждому предмету и классу.
7.2. Оклад педагогического работника, непосредственно осуществляющего учебный процесс в сельской малокомплектной школе, формируется исходя из стоимости классо-часа, количества часов по предмету по учебному плану в месяц в каждом классе, классе-комплекте с учетом повышающих коэффициентов, указанных в пункте 7.1.
7.3. Количество часов по предмету по учебному плану в месяц в каждом классе (Чаз) рассчитывается по формуле:
Чаз = (Нг : Н х 52) : 12, где
Нг – объем годовой нагрузки в часах;
Н - количество недель в учебном году в соответствии с учебным планом образовательного учреждения;
52 - количество недель в календарном году;
12 – количество месяцев в календарном году.
7.4. Повышающий коэффициент с учетом квалификационной категории педагога (А) составляет:
1,05 - для педагогических работников, имеющих вторую категорию;
1,10 - для педагогических работников, имеющих первую категорию;
1,15 - для педагогических работников, имеющих высшую категорию.
7.5. Повышающий коэффициент с учетом ученой степени по профилю образовательного учреждения или педагогической деятельности, почетного звания или отраслевой награды (Псз) устанавливается:
для работников, имеющих ученую степень кандидата наук, – в размере 1,10; доктора наук – в размере 1,20;
для педагогических работников, имеющих почетные звания «Народный учитель Российской Федерации», «Заслуженный учитель Российской Федерации», «Народный учитель СССР», «Заслуженный учитель школы РСФСР», аналогичные почетные звания союзных республик, входивших в состав СССР, а также другие почетные звания, название которых начинается со слов «Народный», «Заслуженный», при условии соответствия почетного звания профилю преподаваемых дисциплин - в размере 1,10.
Для педагогических работников, награжденных отраслевым наградами: нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации» или значком «Отличник народного просвещения» может устанавливаться повышающий коэффициент в размере до 1,05 за счет средств специальной части фонда оплаты труда. Повышающий коэффициент устанавливается приказом руководителя общеобразовательного учреждения.
7.6. При наличии у педагогического работника нескольких оснований (ученая степень, почетное звание, отраслевая награда) применяется один из повышающих коэффициентов (максимальный).
7.7. Повышающий коэффициент (Г) при делении класса на группы для изучения отдельных предметов, предусмотренных Типовым положением об общеобразовательном учреждении, устанавливается образовательным учреждением самостоятельно, в зависимости от количества обучающихся в группе, но не более - 2.
7.8. Повышающий коэффициент с учетом сложности и приоритетности предмета в зависимости от специфики образовательной программы данного учреждения (К) определяется образовательным учреждением самостоятельно. Критериями для установления коэффициента могут являться:
включение предмета в итоговую аттестацию, в том числе в форме ЕГЭ и других форм независимой аттестации;
дополнительная нагрузка педагога, связанная с подготовкой к урокам (обеспечение работы кабинета-лаборатории и техники безопасности в нем; большая информативная емкость предмета; постоянное обновление содержания; наличие большого количества информационных источников; необходимость подготовки лабораторного, демонстрационного оборудования);
дополнительная нагрузка педагога, обусловленная неблагоприятными условиями для его здоровья, возрастными особенностями учащихся;
специфика образовательной программы учреждения, определяемая концепцией развития, и учет вклада в ее реализацию данного предмета.
7.9. Коэффициенты специфики работы (Кс) устанавливаются в размерах, определенных в соответствии с Приложением 2 к настоящей Методике. |
|
|
|
|
|
7.10. Размер доплаты за неаудиторную занятость (Днз) определяется образовательным учреждением самостоятельно в пределах фонда оплаты неаудиторной занятости. Данная доплата может устанавливаться в абсолютной сумме (рублях) или рассчитываться исходя из стоимости ученико-часа с применением поправочных коэффициентов (при осуществлении внеурочной работы с обучающимися). Поправочные коэффициенты устанавливаются образовательным учреждением самостоятельно.
7.11. Оклад педагогического работника, осуществляющего обучение детей на дому, определяется в соответствии с количеством детей в классе, учеником которого является обучаемый на дому.
7.12. К окладу, определенному в соответствии с пунктами 7.1.-7.11. настоящей методики, устанавливаются выплаты компенсационного характера: за работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (районный коэффициент), иные выплаты компенсационного характера, предусмотренные действующим законодательством.
Размер выплат за работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда определяется образовательным учреждением самостоятельно, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
7.13. При изменении численности обучающихся в течение учебного года размер оклада педагогического работника, осуществляющего учебный процесс, пересчитывается в соответствии с численностью обучающихся в классе.
8. Распределение стимулирующей части фонда оплаты труда
образовательного учреждения
8.1. Система стимулирующих выплат работникам образовательного учреждения включает в себя поощрительные выплаты по результатам труда (премии, поощрительные надбавки).
Основными критериями, влияющими на размер стимулирующих выплат педагогам, являются критерии оценки результативности профессиональной деятельности учителей. Примерное Положение об оценке результативности профессиональной деятельности учителей муниципальных общеобразовательных учреждений утверждается постановлением администрации Смоленского района.
8.2. Распределение поощрительных выплат по результатам труда за счет стимулирующей части фонда оплаты труда производится руководителем общеобразовательного учреждения по согласованием с органом, обеспечивающим государственно-общественный характер управления учреждением, с учетом мнения выборного органа профсоюзной организации.
8.3. Размеры, порядок и условия осуществления стимулирующих выплат определяются локальными актами образовательного учреждения и (или) коллективными договорами.
Примерное Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда образовательного учреждения прилагается (Приложение 3).
9. Расчет заработной платы руководителей образовательных учреждений, их заместителей, руководителей структурных подразделений, главных бухгалтеров
9.1. Заработная плата руководителей образовательных учреждений, их заместителей, руководителей структурных подразделений, главных бухгалтеров состоит из должностных окладов, выплат компенсационного и стимулирующего характера.
9.2. Должностной оклад руководителя образовательного учреждения рассчитывается исходя из средней заработной платы педагогических работников данного учреждения, осуществляющих учебный процесс, и в соответствии с группой по оплате труда руководителей образовательных учреждений по следующей формуле:
Др = ЗПпср х Кр х А х Псз, где:
Др – должностной оклад руководителя образовательного учреждения;
ЗПпср - средняя заработная плата педагогических работников данного учреждения, осуществляющих учебный процесс;
Кр - коэффициент по группам оплаты труда руководителей образовательных учреждений, установленный нормативно-правовым актом администрации Смоленского района.
А - повышающий коэффициент с учетом квалификационной категории руководителя;
Псз – повышающий коэффициент с учетом ученой степени по профилю образовательного учреждения, почетного звания или отраслевой награды.
9.3. При расчете средней заработной платы педагогических работников учреждения, осуществляющих учебный процесс, учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в учреждении, за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду установления должностного оклада руководителю, за исключением выплат компенсационного характера.
Порядок исчисления средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя образовательного учреждения определяется нормативно-правовым актом администрации Смоленского района.
9.4. Отнесение образовательных учреждений к группам по оплате труда руководителей осуществляется комитетом администрации Смоленского района по образованию и делам молодежи в зависимости от объемных показателей деятельности образовательных учреждений в соответствии с Положением о порядке отнесения муниципальных образовательных учреждений Смоленского района к группам по оплате труда руководителей, утвержденным нормативно-правовым актом администрации Смоленского района.
Устанавливается следующий размер коэффициентов по группам оплаты труда руководителей образовательных учреждений (Кр):
1 группа - коэффициент 1,8;
2 группа - коэффициент 1,6;
3 группа – коэффициент 1,4;
4 группа – коэффициент 1,2.
9.5. Должностные оклады заместителей руководителей образовательных учреждений, главных бухгалтеров устанавливаются на 10-30 процентов ниже должностных окладов руководителей учреждений (без учета выплат руководителю образовательного учреждения за наличие квалификационной категории, ученой степени по профилю образовательного учреждения, почетного звания или отраслевой награды).
Рассчитанные таким образом размеры должностных окладов увеличиваются на повышающие коэффициенты с учетом квалификационной категории, ученой степени по профилю образовательного учреждения, почетного звания или отраслевой награды, которые имеют заместители руководителей образовательных учреждений.
Размер должностного оклада главного бухгалтера увеличивается на повышающий коэффициент с учетом почетного звания или отраслевой награды.
9.6. Выплаты за наличие квалификационной категории, ученой степени, почетного звания или отраслевой награды, а также выплаты компенсационного характера осуществляются из специальной части фонда оплаты труда административно-управленческого персонала в порядке, установленном для педагогического персонала образовательного учреждения.
9.7. Выплаты стимулирующего характера для заместителей руководителей образовательных учреждений, главных бухгалтеров осуществляются за счет стимулирующей части фонда оплаты труда учреждения.
9.8. В трудовом договоре с руководителем образовательного учреждения могут быть предусмотрены дополнительные выплаты за счет средств, получаемых от внебюджетной деятельности. Порядок осуществления таких выплат определяются нормативно-правовым актом.
10. Заключительные положения
10.1. Оплата труда педагогических работников, реализующих программы дошкольного образования, учебно-вспомогательного, младшего обслуживающего персонала до утверждения базовых окладов (базовых должностных окладов) осуществляется на основе Единой тарифной сетки с учетом повышений ставок заработной платы и выплат компенсационного характера, установленных до введения новой системы оплаты труда.
Стимулирующие выплаты для данных категорий работников осуществляются в размерах и порядке, установленных локальными актами образовательных учреждений и (или) коллективными договорами.
10.2. В случае недостаточности средств базовой части фонда оплаты труда на выплату окладов педагогическим работникам, осуществляющим учебный процесс, в связи с увеличением численности обучающихся на дому, на эти цели могут направляться средства из стимулирующей части фонда оплаты труда.
10.3. В случае образования экономии фонда оплаты труда в образовательном учреждении, сэкономленные средства направляются на увеличение стимулирующей части фонда оплаты труда.
10.4. В тех случаях, когда размер оплаты труда работника в соответствии с новой системой оплаты труда (без учета премий и иных стимулирующих выплат) оказывается ниже размера оплаты труда, действовавшего по Единой тарифной сетке по оплате труда работников муниципальных учреждений (без учета премий и иных стимулирующих выплат), ему выплачивается соответствующая разница в заработной плате – персонифицированная доплата. Персонифицированная доплата выплачивается при условии сохранения объема учебной нагрузки, объема должностных обязанностей работника и выполнения им работ той же квалификации.
Управляющий делами Ю.Н. Чурилин